УЗБЕКИСТАН

1970, 1989

Ташкент, Самарканд


В Узбекистане я был дважды. Оба раза на научных конференциях в Ташкенте, а оттуда ездил на экскурсию в Самарканд. Первый раз я был один, а во второй раз с женой. Первый раз в Самарканд летал на специально зафрахтованном для нас самолете, а второй раз ездили на автобусе.
В Ташкенте все конференции происходили в местном университете. Вечером ходили в оперный театр. Завтракал я в национальном стилизованном ресторане "Голубые купола". Ходил на рынок смотреть работу местных мастеров-чеканщиков. На базаре покупали вкусные лепешки. Мы побывали в ташкентских музеях, полюбовались великолепной резьбой по ганчу, местного вида штукатурки, из которой выполняют узор и скульптуру. Был в мечети. Получили полный набор местных удовольствий.
В первый приезд в городе, в районе рынка можно было увидеть женщин в чадре, закрывающей фигуру с головы до ног. У арыков на корточках собирались мужчины. Еще были видны следы землетрясения 1966 года. Эпицентр оказался на территории старого города, и развалины домов были огорожены глухим забором.
В Самарканде мы старались за небольшое время, отпущенное на экскурсию (вечером надо было быть опять в Ташкенте), осмотреть все: Регистан - архитектурный ансамбль из трех медресе с мозаичным мраморным узором, окружающих площадь; Биби-Ханым - грандиозную соборную мечеть Тимура, великого эмира и полководца 14 века; мавзолей Гур-Эмир - усыпальницу Тимура; ансамбль мавзолеев и мечетей Шахи-Зинда; музей-обсерваторию 15 века ученого и просветителя Улугбека. Все медресе, мечети и мавзолеи покрыты великолепными керамическими узорами, которые я пытался запечатлеть на цветную фотопленку.
Во время второй поездки в Ташкент мы оказались свидетелями событий, сопровождающих "перестройку". Все началось, как обычно. В аэропорту нас ожидали гостеприимные представители оргкомитета, готовые отвести нас в город. Но они начали говорить что-то непонятное: чтобы мы ничего не боялись, и что сейчас они нас отвезут в университет, а там будет вооруженная охрана. Все прилетевшие делегаты ничего не поняли, но сели в микроавтобус и поехали. Около университета нас действительно встретили милиционеры в касках и с автоматами. Они сказали, что к подъезду здания подъехать невозможно, но они нас проведут туда сторонкой. Тут стало что-то проясняться. На дворе стоял 1989 год. "Перестройка" в Ташкенте привела к массовому отказу студентов от поездки в учебное время на уборку хлопка. В то время каждая республика имела свою сельскохозяйственную культуру, которую в сентябре-октябре убирали студенты и сотрудники всяких учреждений. Мы в Москве убирали картошку и капусту, на Украине - кукурузу и подсолнечник, в Грузии - чай, а в Средней Азии - хлопок. Это был установившийся незыблемый порядок. А тут начались митинги, и студенты - отказались. Они вышли на улицы города, и люди ждали погромов, а милиция вооружилась автоматами и выставила заслоны и патрули. Мы, в сопровождении охраны, обошли митингующую толпу, которая что-то кричала и улюлюкала по-узбекски. В здании университета нас, как обычно, зарегистрировали, дали программу заседаний и распределили по гостиницам.
На автобусе нас довезли до гостиницы, где мы получили ключи от номера, но администратор нам сказала, что выходить на улицу нам не рекомендуют. Что будет на улицах города вечером и ночью, никто не знал. Мы все-таки из гостиницы вышли, так как, во-первых, мы хотели кушать, и, следовательно, надо было дойти до ближайшего ресторана, а во-вторых, приехать в Ташкент и сидеть в номере мы совершенно не хотели. Вечер мы провели, гуляя в совершенно пустом городе. Где-то вдалеке мелькали какие-то фигуры, ходили патрули. Эксцессов не было, и мы благополучно вернулись в гостиницу. Но город был всерьез напуган. Все было обклеено плакатами и листовками, призывающими отказаться от уборки хлопка. Были призывы к школьникам присоединиться к бастующим студентам. Через пару дней после приезда мы были вечером в гостях у приятелей, которые жили относительно далеко от центра, и они боялись вечером нас отпустить одних в гостиницу.
Кончилось все тем, что студентов на хлопок не послали. Выделили какие-то деньги для оплаты труда добровольцев, а раньше все убирали хлопок бесплатно. Наладили кое-как, где это было можно, механизированную уборку хлопка, но дело все связано с тем, что хлопковые комбайны не могут работать на многих неудобных для них полях. Подавляющая часть урожая собирается вручную. То же мы видели и в Грузии, где комбайны для уборки чая могут работать только на больших и ровных плантациях, но таких мало, и чай тоже убирают вручную.

К архиву текстов и фотографий

К списку стран

Вернуться


Карта сайта